http://www.ypensioner.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1440:2010-11-12-17-55-31&catid=81:2009-04-06-16-49-05&Itemid=46
Виртуальная школа Пенсионера – будущего и настоящего
Данный материал размещен в ежемесячном корпоративном издании НПФ «Промагрофонд» СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЗАПАС (2010 № 6 (013) 9).
В нем приведены любопытные статистические данные по положению педагогических работников, а также некоторые дополняющие статью Ольги Буланцевой материалы по пенсионному обеспечению педагогических работников.
О пенсионном обеспечении педагогических работников
Нынешний 2010 год, объявлен Годом учителя. Это дает основание надеяться, что в обществе зреет понимание того, что развитие России напрямую зависит от уровня образования подрастающих граждан.
В самом деле, если мы хотим победить социальные пороки, повысить продолжительность жизни людей, увеличить их социальную активность, просто лучше жить, мы должны серьезно задуматься об обучении тех, кто завтра придет нам на смену.
Учитель - главный человек в обществе. Не политик, не банкир, не милиционер. Не только потому, что без учителя не было бы их. А потому что без учителя нет самого общества.
И отношение общества к учителю - это отношение общества к самому себе, к своему настоящему и будущему.
Вопрос назначения трудовых пенсий педагогическим работникам не простой.
Это связано в первую очередь с тем, что значительно изменилось пенсионное законодательство в период с 1990 по 2002 год, и во-вторых, администрации педагогических учреждений в своих целях часто переименовывали эти учреждения и должности, вводили свои, не утвержденные нормативными документами. Все это затрудняет назначение досрочных трудовых пенсий педагогам.
В настоящей статье мы постарались осветить наиболее частые вопросы по назначению трудовой пенсии, возникающие у педагогических работников. (В статье не рассматриваются вопросы назначения трудовых пенсий работникам детских домов и специальных образовательных и учебно-воспитательных учреждений.)
1. Основные нормативные документы, применяющиеся при установлении права на досрочную трудовую пенсию по возрасту педагогическим работникам.
Основной документ, по которому в настоящее время назначаются трудовые пенсии, в том числе и досрочные трудовые пенсии, - Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Законодательство, действовавшее до 01.01.2002 (Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации») содержало аналогичные нормы. Досрочная трудовая пенсия педагогам называлась в то время трудовой пенсией за выслугу лет. Далее в статье мы будем использовать определения, используемые в действующем законодательстве.
Определяющими документами являются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления этих периодов работы.
Список и Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (далее - Постановление № 781).
Кроме того, в отдельных случаях применяются нормативные документы Правительства РФ, действовавшие до принятия Постановления № 781, - это Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других педагогических учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других педагогических учреждениях для детей» (далее - Постановление № 1067) иПостановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» (далее - Постановление № 463).
Ранее действовавшие документы могут использоваться при рассмотрении периодов работы, имевших место в период их действия. То есть при назначении трудовой пенсии одному гражданину возможно применение Постановления № 463 до 1 ноября 1999 г., Постановления № 1067 - в период с 1 ноября 1999 г. по 12 ноября 2002 г. и Постановления № 781 - с 12 ноября 2002 г.
При исчислении стажа работы в части, не урегулированной вышеуказанными Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516.
Введение
3. Оформление досрочной пенсии и необходимые документы
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Особенностью пенсионного законодательства является то, что для правильного решения вопросов по льготному пенсионному обеспечению необходимо обладать не только юридическими знаниями (хорошо ориентироваться в законодательстве), но и технологическими (знать технологию производства, тарификацию работников и т.д.). Практика применения законодательства по льготному пенсионному обеспечению показывает, что льготная пенсия в большинстве случаев назначается вне зависимости от реальных условий труда на рабочих местах, отсюда до 30% работников, на которых распространяются пенсионные льготы, трудятся в нормальных условиях труда. Еще больше пенсионеров после назначения им таких пенсий продолжают работать на своих рабочих местах. Это свидетельствует о том, что система льготного пенсионного обеспечения не является в полной мере компенсацией возможной утраты трудоспособности и требует кардинального совершенствования.
Правильное применение законодательства по льготному пенсионному обеспечению зависит, прежде всего, от уровня теоретической и практической подготовки работников предприятий (организаций), органов, занимающихся назначением пенсий, и органов государственной экспертизы условий труда, поэтому вопросы повышения их квалификации, обучения правилам применения Списков на практике должны постоянно находиться в поле зрения этих предприятий и организаций.
1. Система льготного пенсионного обеспечения РФ
Действующая в Российской Федерации система льготного пенсионного обеспечения сложилась еще в 50-е годы в условиях социалистической системы и за все время практически не претерпела изменений, хотя попытки к этому были в 70-е и в 90-е годы (в период утверждения новых Списков №1 и 2).
Суть льготного пенсионного обеспечения заключается в снижении возраста (на 5 или 10 лет, а для некоторой категории работников пенсия назначается без возраста в зависимости от специального стажа) выхода на пенсию по старости работникам, которые определенное время трудились на работах с вредными и тяжелыми условиями труда и тем самым подвергали себя риску профессиональной утраты трудоспособности. Среди предоставляемых льгот и компенсаций за работу с вредными и тяжелыми условиями труда (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, спецпитание и др.) льготное пенсионное обеспечение является наиболее существенной, поскольку льготная пенсия в отличие от других льгот и компенсаций предоставляется как в период работы, так и после ее оставления и выплачивается пожизненно. Все это предопределяет особый интерес к льготному пенсионному обеспечению трудящихся и предпринимателя и государство, которое обеспечивает жизнедеятельность всей системы льготного пенсионного обеспечения путем совершенствования пенсионного законодательства.
Льготное пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340–1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым назначается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (статья 12) и пенсия за выслугу лет (статьи 78, 78.1, 78.2).
Круг лиц, которым предоставляются льготы по пенсионному обеспечению, в основном определен Списками соответствующих работ (профессий и должностей), утвержденных Кабинетом Министров СССР и Правительством Российской Федерации. Наибольшее количество получателей льготных пенсий (примерно около 80%) содержится в Списках №1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10, которые в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 года №517 на территории Российской Федерации применяются в полном объеме с дополнениями и изменениями.
В практике применения законодательства по льготному пенсионному обеспечению возникает немало трудностей, обусловленных имеющимися несоответствиями в списках, разнообразием наименований профессий и должностей, а также большим количеством содержащихся в них производств. Сложности вызывает и то обстоятельство, что на недостаточном уровне находится работа по организации льготного пенсионного обеспечения на некоторых предприятиях (организациях). Это очень важный момент, поскольку работа по определению права на пенсионные льготы трудящихся начинается на предприятиях (организациях). Если правильно будет представлен к назначению досрочной пенсии работник, то не будет нарушено законодательство при назначении и выплате ему пенсии.
2. Досрочная пенсия работникам образовательных учреждений
Под досрочным предоставлением трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей понимается ежемесячная денежная выплата, устанавливаемая педагогическим работникам в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации» в целях их материального обеспечения.
Досрочная трудовая пенсия в связи с педагогической деятельностью устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста.
Для пенсионного обеспечения данной категории постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию и Правила исчисления стажа работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию.
Указанный Список содержит исчерпывающий перечень должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, и идеология его применения исходит из точного соответствия наименования должностей и учреждений, в которых протекала работа, наименованиям должностей и учреждений, предусмотренных в Списке.
При осуществлении работы в учреждении, наименование которого не предусмотрено Списком, период работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости не засчитывается. Например, не предусмотрены Списком такие учреждения, как детский комбинат, комплекс, соответственно работа в таком учреждении не засчитывается в стаж на соответствующих видах работ
Списком предусмотрены должности: директор (начальник, заведующий), заместитель руководителя (при условии, если его деятельность связана с образовательным процессом), заведующий учебной частью, преподаватель, в т.ч. старший, воспитатель, в т.ч. старший, воспитатель-методист, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, мастер производственного обучения, учитель, учитель-логопед, логопед, учитель-дефектолог, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, педагог, воспитатель ясельной группы и другие должности.
Периоды работы в должностях, не предусмотренных Списком либо имеющих любые отклонения в их наименовании, не засчитываются в стаж на соответствующих видах работ. Так, например, не засчитывается для назначения досрочной трудовой пенсии по старости работа в должностях пионервожатой, методиста, психолога, руководителя кружка, сестры-воспитателя и др.
Работа в отдельных должностях при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитывается в зависимости от времени ее выполнения. Так, работа в должностях воспитателя-методиста, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми засчитывается только за периоды до 01.11.1999; в должностях педагога, педагога-воспитателя, медицинской сестры ясельной группы – за периоды до 01.01.1992.
Руководители дошкольных учреждений (детские сады, ясли-сады, детские ясли, центры развития ребенка – детские сады) и их заместители с 01.11.1999 права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости не имеют. Стаж в указанных учреждениях и должностях засчитывается только до 01.11.1999.
Работа в должностях социального педагога, педагога-психолога, инструктора по труду засчитывается в стаж на соответствующих видах работ по Списку от 29.10.2002, но не во всех предусмотренных Списками учреждениях, а только в учреждениях социальной и коррекционной направленности.
По общему правилу исчисления специального стажа, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, предусмотренных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением должности музыкального руководителя, работа которого требует подтверждения выполнения установленной нормы рабочего времени за весь период деятельности в данной должности.
Исключение из установленного правила составляют учителя начальных классов общеобразовательных учреждений и учителя, расположенных в сельской местности общеобразовательных школ. Подтверждение выполнения нормы рабочего времени для них не требуется. Также независимо от выполнения нормы рабочего времени и ведения преподавательской работы засчитывается в стаж работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, учебно-производственной работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом. Напротив, для заместителей руководителей по научной, методической работе требуется дополнительное подтверждение непосредственной занятости с образовательным (воспитательным) процессом.
Отдельные правила в части ведения преподавательской работы установлены для руководителей отдельных учреждений (например, для директоров общеобразовательных учреждений, общеобразовательных школ – интернатов, специальных (коррекционных) образовательных учреждений и др.). Начиная с 01.09.2000, для зачета в стаж периода работы в качестве руководителя учреждения, требуется выполнение установленного объема преподавательской работы (от 240 часов до 360 часов в год). Преподавательская работа может осуществляться, как в одном, так и в нескольких образовательных учреждениях.
Помимо образовательных, социальных и коррекционных учреждений для детей, Список содержат учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), работа в которых также дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. К таким учреждениям относятся, например, детская школа искусств, детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, дворец пионеров и школьников, центр детского творчества и др.
Для работников указанных учреждений установлены дополнительные условия. Периоды работы в учреждениях дополнительного образования с 01.01.2001 засчитываются в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости при наличии на 01.01.2001 стажа работы в должностях и учреждениях, предусмотренных в Списке, не менее 16 лет 08 месяцев и одновременно факта работы в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в соответствующих должностях в учреждениях дополнительного образования. При отсутствии одного из перечисленных условий работа в учреждениях дополнительного образования детей с 01.01.2001 не засчитывается.
В связи с принятием постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 №2-П при определении права на досрочную трудовую пенсию применяются нормы ранее действовавшего законодательства: Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 №463; Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067.
Указанный порядок применения законодательства ограничен временными рамками действия соответствующих нормативных актов (до 01.11.1999 применяется постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463, с 01.11.1999 до 12.11.2002 – постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067, с 12.11.2002 – постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781).
В соответствии с действующим законодательством в специальный стаж наряду с периодами работы засчитываются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков. Отпуск по беременности и родам не исключается из продолжительности стажа педагогической деятельности.
Включение в специальный стаж периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 3-ёх лет действующее законодательство не предусматривает.
Вопрос о зачете в специальный стаж периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком может рассматриваться в рамках применения постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 №2-П, т.е. с учетом ранее действовавшего законодательства, в соответствии с которым в стаж педагогической деятельности засчитываются периоды нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком, предоставляемом в период до 06.10.1992, до исполнения ребенку 1,5 лет.
Их социальные гарантии и льготы 1. Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства. 2. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и(или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено...
В работе были рассмотрены аспекты правового регулирования различных категорий государственных и муниципальных служащих. Как видно из изложенного, система правового регулирования порядка пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих носит комплексный характер. Так данные отношения регулируются не только нормами права, входящими в нормативные акты, относящиеся к отрасли права...
Для более полного понимания современной пенсионной системы основные её особенности на современном этапе будут рассмотрены во второй главе. Глава 2. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации Пенсия (от латинского pensio – платёж) - регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата нетрудоспособным гражданам со стороны государства или иных субъектов в качестве основного...
Анжелика Химбикиянова (Краснодар, Россия)
Пенсионное обеспечение - одна из важнейших государственных социальных гарантий, так как непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособных граждан, как правило, составляющих свыше 25-30% населения любой страны, и косвенно - все трудоспособное население. Следует отметить, что еще в 1920-х годах были введены пенсии за выслугу лет работникам просвещения. На сегодняшний день педагоги пользуются правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Досрочной пенсией признается пенсия, которая устанавливается в связи с определенными обстоятельствами ранее достижения соответствующего пенсионного возраста тем гражданам, которые имеют полный трудовой стаж, в том числе специальный. Таким правом пользуются педагоги, которые отработали в детских учреждениях не менее 25 лет и только в государственных и муниципальных детских учреждениях. К сожалению, реализовать право на получение «педагогической» пенсии отнюдь не просто. Виной тому большое число нормативных актов, применявшихся в разное время, сложные правила исчисления педагогического стажа, и ошибки работодателей, допускаемые в личных документах работников, а зачастую и неправильные действия работников Пенсионного фонда. Таким образом, необходимо определить, какие потребуются составляющие, чтобы педагог мог воспользоваться своим правом на досрочную пенсию.
Рассматривая дела, об оспаривании отказа Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – Пенсионный фонд РФ) следует выделить перечень обстоятельств, которые устанавливаются в судебном заседании: что включить в специальный стаж работы, с учетом которых может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста; суды решают вопрос о виде (типе) учреждения; тождественности выполняемой истцом трудовой функции; условий и характера деятельности исходя из конкретных обстоятельств каждого дела. Также имеются иные обстоятельства, устанавливаемые в судебном заседании: характер и специфика, условия работы, выполняемые истцом функциональные обязанности, нагрузка, цели и задачи, а также направления деятельности учреждений, в которых он работал и томуподобное.
Названные обстоятельства были приняты во внимание Конституционным Судом Российской Федерации (далее – КС РФ), который своим постановлением от 03.06.2004 № 11 признал не соответствующими Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) положения п. 10, 11 и 12 п. 1 ст. 28 и п. 1 и 2 ст. 31 Федерального закона от 17.12.2001 года №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»-ФЗ (далее – ФЗ «О трудовых пенсиях») в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством. Однако, по смыслу ч. 2 ст. 8, ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 ст. 35, ч. 1 и 3 ст. 37, ч. 1 и 2 ст. 39 и ч. 2 ст. 55 Конституции РФ форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
Федеральным законом от 30.12.2008 № 319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» в ФЗ «О трудовых пенсиях» были внесены изменения в части досрочного пенсионного обеспечения педагогов. В настоящее время в п. 19 ст. 27 (в редакции от 02.07.2013 года) ФЗ «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 года № 17
Исключено упоминание о форме собственности учреждений для детей при досрочном назначении трудовых пенсий по старости педагогическим работникам. Но, помимо формы собственности учреждения, в котором работает сотрудник, играют еще и другие немаловажные факторы, служащие основанием для ухода педагогов на пенсию по старости.
В школах и других учреждениях для детей возникают так же трудности с определением соответствия выполняемых должностных обязанностей названию той должности, при которой досрочный выход на пенсию по старости возможен. Так в педагогический стаж засчитывается работа в том случае, если наименование учреждения, где трудился педагог, совпадает с наименованием учреждения в упомянутом списке. Однако, названия учреждений часто менялись произвольно, поэтому это может привести к проблемам при назначении трудовой пенсии. Причины возникших проблем кроются как в значительных изменениях законодательства в период с 1990 по 2002 год, так и в действиях администрации педагогических учреждений.
При назначении трудовой пенсии педагогу, начавшему свою трудовую деятельность в советское время, для определения его права на досрочную трудовую пенсию используются как минимум три нормативных документа, определяющих Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, а также правила исчисления периодов такой работы. До 1 ноября 1999 года действовало постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463, в период с 1 ноября 1999 г. по 12 ноября 2002 г. - постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067, с 12 ноября 2002 г. - постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781. .
Статья № 05/2003 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября".
Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 27 сентября 1993 г. № 39. Ст. 3625
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии». Российская газета. 29 декабря 2005. " №3963
Кассационное определение № 33-478. Горно-Алтайск. 26.08.2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
Постановление Госстандарта РФ ОТ 26.12.94 № 367 о принятии российского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
Научный руководитель:
кандидат юридичних наук, старший преподаватель
Васильева Евгения Григорьевна.
В настоящее время не используется понятие пенсии за выслугу лет педагогическим работникам. Данная категория лиц может претендовать на льготное назначение выплаты.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Досрочная трудовая пенсия по старости будет представлена педагогам при условии наличия специального стажа не менее 25 лет.
Нормативная база
Вопросы льготного пенсионного обеспечения раскрыты в ФЗ «О страховых пенсиях». Данный закон начал функционировать с 2020 года.
Более подробно перечень профессий педагогов на льготную пенсию определён в Постановлении Правительства № 665 от 2020 г., порядок исчисления — Постановление Правительства № 781 от 2002 г.
Отдельный закон «О льготной пенсии» не принят.
Кому полагается?
Итак, получить пенсию досрочно смогут не все педагогические сотрудники, а те, чьи должности закреплены в Постановлении Правительства №781.
Уточняющая справка (образец)
Уточняющая справка необходима для подтверждения характера и условий работ. Она предоставляется всеми заявителями, которые претендуют на льготное пенсионное обеспечение.
Как начисляется?
Начисление производится исходя из пенсионных коэффициентов. Те, в свою очередь, рассчитываются исходя из размера доходов гражданина.
Как рассчитать стаж?
В стаж будут включены периоды, которые определены в законодательстве. Причем сейчас действует понятие «специального страхового стаж» — это значит, что учитываться будет не только время непосредственной трудовой деятельности, но и иные периоды, в том числе отпуска, больничные и пр.
Приведем наглядный пример.
Петрова И.Н. отработала учителем русского языка в МОУ СОШ г. Москвы.
В ее трудовой книжке сделаны следующие записи:
- 31.08.1988 – 15.09.1998 – учитель русского языка в МОУ СОШ №15 г. Москвы;
- 23.07.1998 – 12.08.2011 – учитель русского языка в МБОУ Горская СОШ;
- 01.08.2011 – 01.09.2013 – учитель русского языка в МОУ СОШ №57 г. Москвы.
Итак, рассчитываем стаж по каждому месту работы:
- 10 лет 1 мес. 16 дней;
- 13 лет 21 день;
- 2 года 1 месяц.
ВСЕГО: 25 лет 2 месяца 37 дней.
В примере мы учитываем, что в периоды работы в г. Москва Петрова вырабатывала установленную норму часов. Для сельской местности данное правило не действует. Отпуск по уходу за ребенком пришелся на период с 05.10.1989 – 05.04.1991 года. По закону этот срок включается при условии, что отпуск состоялся до октября 1992 года. Следовательно, в данном случае мы его не исключаем.
Итак, у Петровой есть достаточная норма стажа для назначения льготной пенсии.
Определение размера
Расчет пенсии осуществляется по следующей формуле:
сумма баллов*стоимость балла + фиксированная выплата = пенсия
Стоимость балла и фиксированная выплата – это показатели, которые утверждаются на уровне государства и регулярно индексируются.
Итак, приведем пример расчёта.
Сумма фиксированной выплаты в 2020 году составляет 4 558,93 руб., стоимость одного балла – 74,27 руб.
Сумма баллов рассчитывается индивидуально для каждого гражданина. Их размер определяется уровнем , страховым стажем пенсионера, а также возрастом, когда он выходит на заслуженный отдых.
Например, учитель физики Кашина И.Н. подала заявление на назначение досрочной пенсии. Сумма ее баллов — 73. Размер пенсии будет равен: 74,27*73+4558,93 = 9980,64 руб.
Минимальная сумма выплат
Минимальный размер пенсии – понятие, которое отсутствует в российском законодательстве.
Сумма выплаты будет определяться различными факторами. В любом случае данный размер должен быть не меньше величины прожиточного минимума, который действует в регионе проживания пенсионера.
Выход на отдых
Выйти на заслуженный отдых педагоги смогут при наличии стажа работы в 25 лет. Данные года они должны отработать на определённых должностях. Их перечень утвержден в Постановлении Правительства №781.
Досрочная пенсия – преференция, которая закреплена за отдельными работниками. Данная льгота связана с повышенной нагрузкой на этих сотрудников, что приводит к преждевременной утрате их трудоспособности.
Часто задаваемые вопросы
Досрочное назначение пенсии вызывает много вопросов у граждан. Регулярное изменение пенсионного законодательства способствует тому, что будущие пенсионеры не знают о своих правах, порядке реализации тех или иных процедур и т.п.
Входит ли в перечень для начисления педагог-организатор?
В перечень Постановления Правительства № 781 выходят две подобные должности:
- организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми;
- преподаватель-организатор ОБЖ (допризывной подготовки).
Именно так должна быть прописана должность в трудовой книжке у работника, который претендует на льготную пенсию.
С увеличением зарплат учителям увеличится ли пенсия?
Увеличение размера заработной платы влияет на повышение размер пенсии. С 2020 года данное правило действует в полном объеме и определяет, сколько получают учителя.
Будет ли увеличен размер выплат пенсионерам в 2020 году?
В феврале 2020 года будет проведена индексация пенсии с учетом уровня инфляции 2020 года. Размер повышения станет известен в январе.
Могут ли отменить льготную пенсию?
Педагогическая деятельность -- это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической.
Педагогическую деятельность может осуществить социально образованный человек, имеющий педагогическое (профессиональное) образование. Предметом педагогической деятельности является вся отобранная и предназначенная для передачи младшему поколению часть культуры, специальная обработка которой и позволяет достичь поставленной цели. Средства, при помощи которых осуществляется педагогическая деятельность, представляют собой, прежде всего, природные свойства и качества, принадлежащие человеку: органы чувств и опорно-двигательный аппарат; социальные качества (способность осознавать, понимать, пользоваться знанием и умением); а также вспомогательные средства: различного рода инструменты, в том числе книги, письменные принадлежности и т. п.
Педагогическая деятельность осуществляется совокупностью действий, приводящих к результату, соответствующему цели. Эта совокупность представляет собой два вида педагогической деятельности: научная и практическая. Научная педагогическая деятельность - это вид педагогической деятельности, целью которой является получение новых знаний о педагогических отношениях взрослых и детей и формах их развития. Научная деятельность изучает всю совокупность отношений, возникающих в педагогической сфере, и вырабатывает рекомендации, нормы и формы научной организации практической деятельности.
Практическая педагогическая деятельность - это вид педагогической деятельности, целью которой является передача необходимой части культуры и опыта старшего поколения младшему. В практической педагогической деятельности происходит передача культуры (опыта) младшему поколению. Писарев В.Е., Писарева Т.Е., Теория педагогики - Воронеж: Издательство «Кварта», 2009. С. 612.