Импичмент - что это такое? Определение, значение, перевод
Импичмент (ударение на вторую «и») это процедура отстранения от власти первого лица в государстве путём вынесения ему «вотума недоверия» парламентом или другим органом власти. Английское слово impeachment означает «сомнение, недоверие».
Поводом для импичмента может стать, например, коррупционный скандал, проблемы с аморальным поведением или неадекватные шаги в управлении страной. В истории СССР был, пожалуй, всего один импичмент: в 1964 году Никита Хрущёв был отправлен в отставку по обвинениям в волюнтаризме . В отношении Бориса Ельцина предпринимались попытки импичмента в связи с разгоном Верховного Совета в 1993 году, однако до отставки дело так и не дошло. Ещё одна громкая попытка импичмента состоялась в 1999 году в США, когда президента Билла Клинтона чуть не отправили в отставку из-за лжи под присягой и скандала с Моникой Левински. В августе 2016 года парламент Бразилии проголосовал за импичмент президента Дилмы Русеф по обвинениям в финансовых махинациях. В декабре 2016 года парламент Южной Кореи начал процесс импичмента президента Пак Кын Хе. Она обвиняется в том, что делилась со своей подругой-сектанткой государственно важной информацией.
Импичмент находится в списке:
Вы узнали, откуда произошло слово Импичмент , его объяснение простыми словами, перевод, происхождение и смысл.
Обратимся к определению понятия «импи́чмент». Согласно статье в Википедии слово импичмент в переводе с английского означает «недоверие», происходит же сам термин от латинского слова impedivi, что означает «воспрепятствовал, пресёк».
А на сегодняшний день импичмент - специальная процедура судебного обвинения, в том числе и уголовного, должностных лиц разного уровня вплоть до главы государства, с последующим их отстранением от должности. Институт импичмента возник в Англии еще в далеком XIV веке. Благодаря введению этой процедуры Палата общин наделила себя правом отдавать королевских министров под суд Палаты лордов на основании уголовного обвинения (до этого такое право принадлежало только королю). Позже из британських актов понятие импичмента было заимствовано законодательством США, в частности путем закрепления этой процедуры в Конституции Соединенных Штатов. При этом обвинение с требованием импичмента может бать выдвинуто не только по отношению к Президенту, а к любому федеральному должностному лицу вплоть до судей и президента. Аналогичные процедуры предусмотрены и в каждом штате для губернатора и других должностных лиц штата. В США известно три случая, когда президент страны был представлен Палатой представителей к импичменту: Эндрю Джонсон в 1868 (в связи с незаконной отставкой военного министра), Ричард Никсон в 1974 году (Уотергейт) и Билл Клинтон в 1998—1999 (в связи с лжесвидетельством и препятствием правосудию). Джонсон и Клинтон были оправданы Сенатом, а Никсон подал в отставку до рассмотрения Сенатом его дела.
Импичмент в украинском законодательстве
Обратимся же теперь к институту импичмента в Украине. В нашем законодательстве процедура импичмента относится только к должности Президента Украины и описана в статье 111 Конституции Украины.
Согласно нормам этой статьи Президент Украины может бать отстранен с этого поста Верховной Радой Украины в случае совершения им государственной измены или другого преступления.
Вопрос об отстранении Президента Украины с поста в порядке импичмента инициируется большинством от конституционного состава Парламента, то есть не менее чем 226 народными депутатами Украины.
Для проведения расследования Верховная Рада Украины создает специальную временную следственную комиссию, в состав которой включаются специальный прокурор и специальные следователи.
Выводы и предложения временной следственной комиссии рассматриваются на заседании Верховной Рады Украины.
При наличии оснований Верховная Рада Украины не менее чем двумя третями от ее конституционного состава (а это - 300 народных депутатов Украины) принимает решение об обвинении Президента Украины.
Конституционный Суд Украины в своем Решении №19-рп/2003 от 10 декабря 2003 года по делу по конституционному представлению 47 народных депутатов Украины об официальном толкований положений части первой статьи 105, части первой статьи 111 Конституции Украины (дело о неприкосновенности и импичменте Президента Украины) указал следующее: «установлення Конституцией Украины процедура импичмента является единственным способом привлечения Президента Украины к конституционной ответственности и по своей правовой природе не аналогична обвинению лица в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Украины… Импичмент в системе конституционных институтов по своей правовой природе является внесудебным конституционным процессом, по содержанию которого парламент в случае совершения преступления Президентом Украины может досрочно прекратить его полномочия, сняв с этого поста. Поэтому положення части первой статьи 111 Конституции Украины следует понимать так, что конституционная процедура расследования и рассмотрения дела об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента осуществляется без возбуждения против него уголовного дела ».
Решение об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента принимается Верховной Радой Украины не менее чем тремя четвертыми от ее конституционного состава (338 народных депутатов Украины) после проверки дела Конституционным Судом Украины и получения его выводов относительно соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте и получения вывода Верховного Суда Украины о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или другого преступления.
Пока украинская история не знает практики применения процедуры импичмента по отношению к Президенту Украины. Конституция Украины содержит лишь общие нормы, регулирующие эту процедуру. Не установлены ни порядок формирования специальной следственной комиссии, ни сроки проведения расследования, ни порядок и сроки проведения проверки Конституционным и Верховным судами дела об импичменте Президента Украины. Соответственно, необходим специальный закон, регулирующий эти и другие вопросы, связанные с такой непростой процедурой. Возможно, когда все законодательные формальности будут урегулированы, мы станем свидетелями первого процесса импичмента Президента Украины в новейшей истории нашого государства, если на то будет воля Верховной Рады Украины.
Закон об импичменте
25 сентября 2019 года вступил в силу Закон Украины «Про особую процедуру устранения Президента Украины с поста (импичмент)». Закон определяет правовые и организационные основы привлечения Президента Украины к конституционной ответственности путем смещения с поста в порядке импичмента.
Основанием для инициирования импичмента Президенту Украины является письменное представление, подписанное большинством народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины, подписи которых не отзываются.
Внесенное на рассмотрение Верховной Рады Украины письменное представление об инициировании импичмента должно содержать правовое обоснование необходимости образования специальной временной следственной комиссии. К представлению могут прилагаться документы и материалы, касающиеся этого вопроса, или их копии, заверенные надлежащим образом.
О принятии такого решения Председатель Верховной Рады Украины срочно уведомляет Президента Украины и Председателя Конституционного Суда Украины.
В случае включения в повестку дня сессии Верховной Рады Украины вопроса об инициировании импичмента Верховная Рада Украины для проведения расследования наличия факта и обстоятельств совершения Президентом Украины государственной измены или иного преступления создает специальную временную следственную комиссию.
В состав специальной временной следственной комиссии входят народные депутаты Украины с учетом принципа пропорционального представительства депутатских фракций (депутатских групп), а также включаются специальный прокурор и специальные следователи. В случае избрания специальным прокурором и специальным следователем народного депутата Украины учитывается принцип пропорционального представительства депутатской фракции (депутатской группы) в специальной временной следственной комиссии.
Кандидатуру специального прокурора в состав специальной временной следственной комиссии вносят инициаторы рассмотрения вопроса об импичменте.
Кандидатуры специальных следователей в состав специальной временной следственной комиссии вносят депутатские фракции (депутатские группы).
На должности специального прокурора, специальных следователей может быть выбрано только лицо, отвечающее следующим требованиям:
- является гражданином Украины, который проживает на ее территории не менее десяти лет;
- свободно владеющий государственным языком;
- имеет высшее юридическое образование;
- имеет не менее чем десятилетний стаж работы в должности прокурора и / или следователя;
- не имеет судимости.
Специальная временная следственная комиссия Верховной Рады Украины создается в течение тридцати дней со дня инициирования импичмента. О создании специальной временной следственной комиссии Верховная Рада Украины большинством от ее конституционного состава принимает постановление.
Специальная временная следственная комиссия:
- проводит расследование наличия факта и обстоятельств совершения Президентом Украины государственной измены или другого преступления;
- проверяет наличие, полноту и обоснованность доказательств совершения Президентом Украины государственной измены или другого преступления;
- готовит предложения относительно проекта постановления Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины.
Президент Украины может иметь защитника (защитников в количестве не более пяти), который (которые) обеспечивает (обеспечивают) защиту его прав, свобод и законных интересов в процедуре импичмента.
Специальная временная следственная комиссия готовит выводы и предложения по исследованным обстоятельствам совершения Президентом Украины государственной измены или иного преступления и рассматривает их на своем заседании и принимает решения по ним.
Выводы и предложения должны содержать:
- факты и обстоятельства, которые стали основанием для проведения расследования;
- сведения и обстоятельства, установленные специальной временной следственной комиссией, а также доказательства, которыми они подтверждаются;
- сведения и обстоятельства, которые не подтвердились;
- факты и обстоятельства, которые не были проверены, причины этого;
- факты и обстоятельства, подтверждающие или опровергающие наличие в деяниях Президента Украины признаков государственной измены или иного преступления.
Специальная временная следственная комиссия при наличии соответствующих оснований готовит вывод об обвинении Президента Украины с учетом требований к обвинительному акту, предусмотренных Уголовным процессуальным кодексом Украины. Вывод подписывают специальный прокурор, специальные следователи, председатель и секретарь специальной временной следственной комиссии.
Пленарное заседание Верховной Рады Украины, на котором происходит рассмотрение заключений и предложений специальной временной следственной комиссии, является открытым. Закрытое пленарное заседание проводится по решению Верховной Рады Украины в случае, если выводы и предложения специальной временной следственной комиссии или приложенные к ним документы и материалы содержат информацию, составляющую государственную или иную охраняемую законом тайну.
Председатель Верховной Рады Украины правительственной фельдъегерской связью приглашает на пленарное заседание Верховной Рады Украины Президента Украины, Председателя Конституционного Суда Украины и судей Конституционного Суда Украины, Председателя Верховного Суда, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, Генерального прокурора, специального прокурора и специальных следователей. Такое приглашение направляется не позднее чем за два дня до даты пленарного заседания Верховной Рады Украины.
В случае внесения народными депутатами Украины - членами специальной временной следственной комиссии проекта постановления об обвинении Президента Украины председательствующий на пленарном заседании Верховной Рады Украины спрашивает у Президента Украины, согласен ли он с пунктами обвинения, содержащимися в проекте постановления Верховной Рады Украины.
Если Президент Украины соглашается со всеми пунктами обвинения, а народные депутаты Украины, которые вносили представление об инициировании импичмента, не возражают против этих пунктов обвинения и не имеют к ним дополнений, обсуждения по этому вопросу не проводится, председательствующий на пленарном заседании объявляет о переходе к тайному голосованию по пунктам обвинения и осуществлению дальнейших процедур.
Если Президент Украины соглашается только с отдельными пунктами обвинения или не соглашается с одним из пунктов обвинения, изложенных в проекте постановления Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины, внесенном народными депутатами Украины - членами специальной временной следственной комиссии, дальнейшее обсуждение проводится по тем пунктам обвинения, с которыми Президент Украины не согласился, а также тем, которые не нашли отражения в предложенном проекте постановления Верховной Рады Украины.
В случае если Президент Украины не явился без уважительных причин на пленарное заседание Верховной Рады Украины или отказывается лично давать объяснения, отвечать на вопросы, Верховная Рада Украины проводит рассмотрение заключений и предложений специальной временной следственной комиссии об обвинении Президента Украины, без его участия.
Проект постановления Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины, внесенный народными депутатами Украины - членами специальной временной следственной комиссии, должен основываться только на сведениях, которые содержатся в выводах и предложениях специальной временной следственной комиссии. Обвинения Президента Украины излагаются в проекте постановления Верховной Рады Украины по пунктам, отдельно по каждому деянию, содержащему признаки преступления. Решение Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины принимается тайным голосованием путем подачи бюллетеней в порядке, определенном Регламентом Верховной Рады Украины.
Тайное голосование по проекту постановления Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины, включенному в бюллетень для тайного голосования, проводится отдельно по каждому пункту обвинения. Постановление Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины считается принятым в целом с теми пунктами обвинения, за которые в соответствии с частью пятой статьи 111 Конституции Украины проголосовало не менее двух третей народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины.
В случае принятия постановления Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины Верховная Рада Украины большинством голосов народных депутатов Украины от ее конституционного состава также принимает постановление об обращении в:
- Конституционный Суд Украины для проверки дела и получения его заключения о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте;
- Верховный Суд для получения его заключения о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или другого преступления.
В случае непринятия решения Верховной Рады Украины об обвинении Президента Украины председательствующий на пленарном заседании Верховной Рады Украины объявляет о прекращении процедуры импичмента.
После получения соответствующих заключений Конституционного Суда Украины и Верховного Суда эти заключения безотлагательно оглашаются председательствующим на ближайшем пленарном заседании Верховной Рады Украины и предоставляются народным депутатам Украины.
Если в соответствии с заключением Верховного Суда деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или иного преступления, а согласно заключению Конституционного Суда Украины соблюдены конституционные процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте, народные депутаты Украины - члены специальной временной следственной комиссии безотлагательно готовят и вносят на рассмотрение Верховной Рады Украины проект постановления Верховной Рады об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента.
Постановление Верховной Рады Украины об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента считается принятым, если за него проголосовало не менее трех четвертей народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины.
Постановление Верховной Рады Украины об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента вступает в силу с момента объявления председательствующим на пленарном заседании Верховной Рады Украины о его принятии.
С момента объявления председательствующим на пленарном заседании Верховной Рады Украины о досрочном прекращении полномочий Президента Украины в связи с устранением его с поста в порядке импичмента на период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины обязанности Президента Украины исполняет Председатель Верховной Рады Украины согласно с положениями статьи 112 Конституции Украины.
Об устранении Президента Украины Верховной Радой Украины с поста в порядке импичмента Председатель Верховной Рады Украины официально уведомляет Президента Украины, Премьер-министра Украины, Председателя Конституционного Суда Украины, Председателя Верховного Суда и немедленно обнародует соответствующий акт Верховной Рады Украины через средства массовой информации.
В случае непринятия Верховной Радой Украины постановления об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента председательствующий на пленарном заседании Верховной Рады Украины:
- объявляет о прекращении процедуры импичмента и дает поручение о публикации об этом в газете "Голос Украины";
- объявляет о прекращении полномочий специальной временной следственной комиссии;
- от имени Верховной Рады Украины в письменной форме извиняется перед Президентом Украины.
Отставка по собственному желанию Президента Украины, в отношении которого инициирован импичмент, является основанием для прекращения процедуры импичмента на любой стадии, а также для закрытия соответствующих производств в Конституционном Суде Украины и Верховном Суде.
После провозглашения Президентом Украины заявления об отставке материалы об инициировании импичмента, выводы и предложения специальной временной следственной комиссии, документы, материалы, результаты экспертиз и другие сведения, касающиеся расследования, председателем или заместителем председателя специальной временной следственной комиссии направляются в органы предварительного расследования для осуществления досудебного расследование.
нижней палаты парламента при необходимом пороге в 340 голосов. Не поддержали импичмент лишь 137 законотворцев. Согласно процедуре, теперь окончательное решение об отстранении Русеф от должностных полномочий должны принять депутаты Сената — верхней палаты парламента.
АиФ.ru рассказывает, что такое импичмент.
История вопроса
Импичмент (в перев. с англ. impeachment — «недоверие») — это освобождение от должности главы государства специально уполномоченными органами, чаще всего парламентом, по процедуре и основаниям, предусмотренным законами. Впервые такую практику начали применять в XIV веке в Англии. Процедура состояла в подтверждении обвинений в отношении главы Палаты общин или министров с проведением предварительного следствия или без него. За ней следовал суд, который проводила Палата лордов. Последний раз импичмент в Великобритании проводился против лорда Мелвилла в 1806 году.
В конституции процедура под названием «импичмент» впервые в мире была установлена в США. Отстранение от должности гражданского должностного лица там грозит за «серьезные преступления и правонарушения». Военные должностные лица, подлежащие суду военных трибуналов, не могут подвергаться импичменту.В истории США было всего три попытки импичмента президентов. В 1868 году одного голоса не хватило для отставки Эндрю Джонсона . В 1974 году президент Ричард Никсон избежал импичмента, заранее подав в отставку. Также провалился импичмент Биллу Клинтону в 1998 году после скандала с Моникой Левински.
Импичмент в Российской Федерации
В России процедура импичмента предусматривается ст. 93 Конституции РФ.
Статья 93 Конституции РФ
1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
Кому из российских президентов грозил импичмент?
Вопрос отстранения от должности неоднократно возникал в отношении первого президента РФ Бориса Ельцина.
В марте 1993 года по инициативе Верховного Совета и Съезда народных депутатов России вопрос о полномочиях президента был вынесен на всенародный референдум, по результатам которого Ельцин сохранил свои полномочия.
Во второй раз вопрос об импичменте встал в сентябре 1993 года после указа президента о прекращении действия Съезда и Верховного Совета. Решение об импичменте было принято депутатами, собравшимися на так называемый X Съезд, законность которого не была признана исполнительной властью. Конфликт в результате был разрешён вооружённым путём.
15 мая 1999 Государственной думой был рассмотрен вопрос о досрочном прекращении полномочий президента РФ Бориса Ельцина, согласно начатой в 1998 году процедуре импичмента. Она основывалась на пяти обвинениях, в числе которых были распад Советского Союза; расстрел парламента в октябре 1993; развязывание войны в Чечне; развал Вооруженных Сил и геноцид российского народа. Однако в ходе голосования ни по одному из пунктов обвинения не было набрано две трети голосов депутатов. В результате голосования ни одно из обвинений не получило поддержки большинства депутатов и процедура импичмента была прекращена.
В каких странах президенты лишились своих полномочий после импичмента?
Импичмент прописан в конституции многих стран мира, но на практике отстранение от должности в результате этой процедуры случается очень редко. В результате импичмента должности лишились:
- в 1992 году президент Бразилии Фернанду Колор из-за обвинений в коррупции
- в 1997 году президент Эквадора Абдала Букарам по обвинению в «умственной неполноценности»
- в 2000 году президент Филиппин Джозеф Эстрада по обвинению в получении многомиллионных взяток от нелегального игорного бизнеса
- в 2000 году президент Перу Альберто Фухимори за многочисленные преступления против народа
- в 2001 году президент Индонезии Абдуррахман Вахид по обвинению в коррупции
- в 2004 году президент Литвы Роландас Паксас по обвинению в необъективности при принятии решений и зависимости от третьих лиц.
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
В России процедура импичмента (отрешения от должности) инициировалась трижды, один раз - согласно действующей Конституции. Во всех случаях объектом становился первый президент - Борис Ельцин .
В первый раз вопрос об импичменте встал в марте 1993 года по инициативе Верховного Совета и Съезда народных депутатов России . Хотя действовавшая на тот момент (с изменениями) Конституция РСФСР 1978 года позволяла Съезду народных депутатов самостоятельно решать «любой вопрос, находящийся в ведении Российской Федерации», в результате переговоров между Верховным Советом и президентом вопрос о полномочиях был вынесен на всенародный референдум , в ходе которого одновременно решался вопрос и о доверии Съезду. В результате народного волеизъявления обе ветви власти сохранили свои полномочия.
Во второй раз вопрос об импичменте встал в сентябре 1993 года, после указа президента о прекращении действия Съезда и Верховного Совета. Решение об импичменте было принято депутатами, собравшимися на так называемый X Съезд, законность которого, однако, не была признана исполнительной властью. Конфликт был разрешён вооружённым путём в ходе событий 3-4 октября .
В третий раз вопрос об импичменте рассматривался в 1998-1999 годах. Президент Ельцин обвинялся Государственной думой по четырём пунктам: развал СССР , развязывание войны в Чечне , ослабление обороноспособности и безопасности России, роспуск Верховного Совета в 1993 году . Факультативно рассматривался вопрос о «геноциде российского народа». В Государственной думе была создана специальная парламентская комиссия по рассмотрению вопроса об импичменте во главе с членом фракции КПРФ Вадимом Филимоновым (председатель), Виктором Илюхиным (КПРФ) и Еленой Мизулиной («Яблоко ») (заместители председателя). В результате голосования ни одно из обвинений не получило поддержки квалифицированного большинства депутатов (для выдвижения обвинения по вопросу о войне в Чечне не хватило 17 голосов), и процедура была прекращена.
В других странах
Законодательство об импичменте высших должностных лиц существует в большинстве стран мира, однако не везде к нему прибегают. Например, в конце XX - начале XXI века были отрешены от должности президенты: Бразилии Фернанду Колор (1990-1992) и Дилма Русеф (2011-2016), Перу Альберто Фухимори (Конгресс не принял его добровольной отставки и провёл процедуру импичмента с запретом на политическую деятельность), Индонезии Абдуррахман Вахид и Литвы Роландас Паксас . Импичмент Паксаса () при этом стал единственным принятым импичментом главы государства в Европе .
Лихтенштейн
В отличие от большинства других стран в конституции Лихтенштейна процедура отстранения от власти князя инициируется гражданами и проводится через всенародный референдум .
Филиппины
Импичмент на Филиппинах следует процедурам, похожим на процедуру в Соединённых Штатах Америки. Согласно разделам 2 и 3 статьи 11 Конституции Филиппин, Палата представителей Филиппин имеет исключительное право инициировать все случаи импичмента против президента, вице-президента, членов Верховного суда, членов Конституционных комиссий и омбудсмена . Когда треть её членов одобрила статьи импичмента, они затем передаются в Сенат Филиппин.
Напишите отзыв о статье "Импичмент"
Примечания
Литература
Ссылки
- - статья из энциклопедии «Кругосвет»
|
Отрывок, характеризующий Импичмент
– Чтоб никто ничего не знал! – прибавил государь, нахмурившись. Борис понял, что это относилось к нему, и, закрыв глаза, слегка наклонил голову. Государь опять вошел в залу и еще около получаса пробыл на бале.Борис первый узнал известие о переходе французскими войсками Немана и благодаря этому имел случай показать некоторым важным лицам, что многое, скрытое от других, бывает ему известно, и через то имел случай подняться выше во мнении этих особ.
Неожиданное известие о переходе французами Немана было особенно неожиданно после месяца несбывавшегося ожидания, и на бале! Государь, в первую минуту получения известия, под влиянием возмущения и оскорбления, нашел то, сделавшееся потом знаменитым, изречение, которое самому понравилось ему и выражало вполне его чувства. Возвратившись домой с бала, государь в два часа ночи послал за секретарем Шишковым и велел написать приказ войскам и рескрипт к фельдмаршалу князю Салтыкову, в котором он непременно требовал, чтобы были помещены слова о том, что он не помирится до тех пор, пока хотя один вооруженный француз останется на русской земле.
На другой день было написано следующее письмо к Наполеону.
«Monsieur mon frere. J"ai appris hier que malgre la loyaute avec laquelle j"ai maintenu mes engagements envers Votre Majeste, ses troupes ont franchis les frontieres de la Russie, et je recois a l"instant de Petersbourg une note par laquelle le comte Lauriston, pour cause de cette agression, annonce que Votre Majeste s"est consideree comme en etat de guerre avec moi des le moment ou le prince Kourakine a fait la demande de ses passeports. Les motifs sur lesquels le duc de Bassano fondait son refus de les lui delivrer, n"auraient jamais pu me faire supposer que cette demarche servirait jamais de pretexte a l"agression. En effet cet ambassadeur n"y a jamais ete autorise comme il l"a declare lui meme, et aussitot que j"en fus informe, je lui ai fait connaitre combien je le desapprouvais en lui donnant l"ordre de rester a son poste. Si Votre Majeste n"est pas intentionnee de verser le sang de nos peuples pour un malentendu de ce genre et qu"elle consente a retirer ses troupes du territoire russe, je regarderai ce qui s"est passe comme non avenu, et un accommodement entre nous sera possible. Dans le cas contraire, Votre Majeste, je me verrai force de repousser une attaque que rien n"a provoquee de ma part. Il depend encore de Votre Majeste d"eviter a l"humanite les calamites d"une nouvelle guerre.
Je suis, etc.
(signe) Alexandre».
[«Государь брат мой! Вчера дошло до меня, что, несмотря на прямодушие, с которым соблюдал я мои обязательства в отношении к Вашему Императорскому Величеству, войска Ваши перешли русские границы, и только лишь теперь получил из Петербурга ноту, которою граф Лористон извещает меня, по поводу сего вторжения, что Ваше Величество считаете себя в неприязненных отношениях со мною, с того времени как князь Куракин потребовал свои паспорта. Причины, на которых герцог Бассано основывал свой отказ выдать сии паспорты, никогда не могли бы заставить меня предполагать, чтобы поступок моего посла послужил поводом к нападению. И в действительности он не имел на то от меня повеления, как было объявлено им самим; и как только я узнал о сем, то немедленно выразил мое неудовольствие князю Куракину, повелев ему исполнять по прежнему порученные ему обязанности. Ежели Ваше Величество не расположены проливать кровь наших подданных из за подобного недоразумения и ежели Вы согласны вывести свои войска из русских владений, то я оставлю без внимания все происшедшее, и соглашение между нами будет возможно. В противном случае я буду принужден отражать нападение, которое ничем не было возбуждено с моей стороны. Ваше Величество, еще имеете возможность избавить человечество от бедствий новой войны.
(подписал) Александр». ]
13 го июня, в два часа ночи, государь, призвав к себе Балашева и прочтя ему свое письмо к Наполеону, приказал ему отвезти это письмо и лично передать французскому императору. Отправляя Балашева, государь вновь повторил ему слова о том, что он не помирится до тех пор, пока останется хотя один вооруженный неприятель на русской земле, и приказал непременно передать эти слова Наполеону. Государь не написал этих слов в письме, потому что он чувствовал с своим тактом, что слова эти неудобны для передачи в ту минуту, когда делается последняя попытка примирения; но он непременно приказал Балашеву передать их лично Наполеону.
Выехав в ночь с 13 го на 14 е июня, Балашев, сопутствуемый трубачом и двумя казаками, к рассвету приехал в деревню Рыконты, на французские аванпосты по сю сторону Немана. Он был остановлен французскими кавалерийскими часовыми.
Французский гусарский унтер офицер, в малиновом мундире и мохнатой шапке, крикнул на подъезжавшего Балашева, приказывая ему остановиться. Балашев не тотчас остановился, а продолжал шагом подвигаться по дороге.
Унтер офицер, нахмурившись и проворчав какое то ругательство, надвинулся грудью лошади на Балашева, взялся за саблю и грубо крикнул на русского генерала, спрашивая его: глух ли он, что не слышит того, что ему говорят. Балашев назвал себя. Унтер офицер послал солдата к офицеру.
Не обращая на Балашева внимания, унтер офицер стал говорить с товарищами о своем полковом деле и не глядел на русского генерала.
Необычайно странно было Балашеву, после близости к высшей власти и могуществу, после разговора три часа тому назад с государем и вообще привыкшему по своей службе к почестям, видеть тут, на русской земле, это враждебное и главное – непочтительное отношение к себе грубой силы.
Солнце только начинало подниматься из за туч; в воздухе было свежо и росисто. По дороге из деревни выгоняли стадо. В полях один за одним, как пузырьки в воде, вспырскивали с чувыканьем жаворонки.
Балашев оглядывался вокруг себя, ожидая приезда офицера из деревни. Русские казаки, и трубач, и французские гусары молча изредка глядели друг на друга.
Французский гусарский полковник, видимо, только что с постели, выехал из деревни на красивой сытой серой лошади, сопутствуемый двумя гусарами. На офицере, на солдатах и на их лошадях был вид довольства и щегольства.
Это было то первое время кампании, когда войска еще находились в исправности, почти равной смотровой, мирной деятельности, только с оттенком нарядной воинственности в одежде и с нравственным оттенком того веселья и предприимчивости, которые всегда сопутствуют началам кампаний.
Французский полковник с трудом удерживал зевоту, но был учтив и, видимо, понимал все значение Балашева. Он провел его мимо своих солдат за цепь и сообщил, что желание его быть представленну императору будет, вероятно, тотчас же исполнено, так как императорская квартира, сколько он знает, находится недалеко.
Они проехали деревню Рыконты, мимо французских гусарских коновязей, часовых и солдат, отдававших честь своему полковнику и с любопытством осматривавших русский мундир, и выехали на другую сторону села. По словам полковника, в двух километрах был начальник дивизии, который примет Балашева и проводит его по назначению.
Солнце уже поднялось и весело блестело на яркой зелени.
Только что они выехали за корчму на гору, как навстречу им из под горы показалась кучка всадников, впереди которой на вороной лошади с блестящею на солнце сбруей ехал высокий ростом человек в шляпе с перьями и черными, завитыми по плечи волосами, в красной мантии и с длинными ногами, выпяченными вперед, как ездят французы. Человек этот поехал галопом навстречу Балашеву, блестя и развеваясь на ярком июньском солнце своими перьями, каменьями и золотыми галунами.
Балашев уже был на расстоянии двух лошадей от скачущего ему навстречу с торжественно театральным лицом всадника в браслетах, перьях, ожерельях и золоте, когда Юльнер, французский полковник, почтительно прошептал: «Le roi de Naples». [Король Неаполитанский.] Действительно, это был Мюрат, называемый теперь неаполитанским королем. Хотя и было совершенно непонятно, почему он был неаполитанский король, но его называли так, и он сам был убежден в этом и потому имел более торжественный и важный вид, чем прежде. Он так был уверен в том, что он действительно неаполитанский король, что, когда накануне отъезда из Неаполя, во время его прогулки с женою по улицам Неаполя, несколько итальянцев прокричали ему: «Viva il re!», [Да здравствует король! (итал.) ] он с грустной улыбкой повернулся к супруге и сказал: «Les malheureux, ils ne savent pas que je les quitte demain! [Несчастные, они не знают, что я их завтра покидаю!]
Очень часто в средствах массовой информации используют термин «импичмент». Что же он означает и кого подвергали процедуре импичмента? Попробуем ответить на эти вопросы.
Значение понятия
Само слово «импичмент» происходит от латинского impedivi в значении «препятствовать, пресекать» , со временем оно трансформировалось в английском языке в слово impeachment - недоверие. Обычно об импичменте заговаривают в периоды экономических и политических кризисов.
Процедура импичмента предполагает проведение судебных расследований с последующим обвинительным процессом с целью найти и доказать незаконно совершенные чиновником деяния, чтобы впоследствии отстранить его с должности.
Как правило, импичменту подлежат только высокопоставленные лица, такие как президент и премьер-министр, в некоторых странах также министры могут подвергаться данной процедуре. Говоря проще – это снятие с должности госслужащих высокого ранга.
История импичмента
Впервые данная процедура была упомянута в XIV веке в Англии. Именно тогда Палата общин смогла инициировать суд лордов над министрами. Ранее лишь король был вправе рассматривать такие дела и принимать соответствующие решения. Но для того, чтобы снять с должности провинившегося министра, необходимо было сначала завести уголовное дело.
Эту процедуру закрепили на законодательном уровне. Примеру Англии последовали и Соединенные штаты Америки, где под импичмент подпадали не только министры, но и судьи, губернаторы. Сначала вопрос отстранения в США поднимают в Палате представителей, затем его рассматривают на заседании сенаторы, причем необходимым условием для импичмента является то, что за него должны отдать свои голоса не менее двух третей всех сенаторов.
Импичмент в других странах
Такая процедура предусмотрена законами многих стран. Как правило, поднимают вопрос об отстранении чиновников на правительственном уровне . Но так не везде, например, в Конституции государства Лихтенштейн есть пункт, согласно которому импичмент князю можно осуществить на основании народного недоверия, то есть в результате проведения референдума.
А вот в Украине импичмент могут вынести только президенту. Данная норма закреплена в Конституции страны. И занимается проведением процедуры Верховная Рада , в которой за снятие с должности должно проголосовать не менее 226 депутатов. Причин, по которым может быть проведен импичмент две – это доказанная госизмена либо иное тяжкое преступление.
Примеры импичментов
Чтобы разобраться в сути импичмента, опишем несколько случаев проведения этой процедуры. В Европе часто инициировали импичмент, однако до логического финала практически не доводили.
Лишь в 2004 году президента Литвы Роландаса Паскаса обвинили в коррупции (продажа гражданства за крупную сумму денежных средств). Несмотря на то, что в тогда так и не смогли доказать вину президента, и он сам её не признал, его все же отстранили.
А вот дело в странах Южной Америки обстоит иначе, там процедуры импичмента довольно часто проводятся. Например, в начале девяностых годов двадцатого века в Бразилии правительство сняло посредством проведения данной процедуры президента Фернанду Колора ди Мелу, обвиненного в коррупционных деяниях.
Показателен и процесс 1997 года на Абдалой Букарамом (Эквадор), обвиняемом коррупционных деяниях и ненадлежащем поведении (он любил петь и танцевать). Букарам впоследствии вынужден был искать политического убежища в Панаме. Наверное, это единственный импичмент, когда главу государства отстранили по причине «умственной неполноценности».
Бывало, что проведение импичмента провоцировало значительное ухудшение отношений между государствами. Например, в Парагвае шесть лет назад президента отстранили по причине неправомерного использования служебного положения. Однако соседние страны по какой-то причине решили, что в государстве не импичмент, а переворот и сразу же вывезли свои посольства.
За все время существования США трижды пытались провести эту процедуру. Это коснулось таких президентов: в конце девятнадцатого века — Эндрю Джонсона, в двадцатом веке — Ричарда Никсона и Билла Клинтона. Однако делам не дали полный ход, поскольку Никсон сам предпочел уйти в отставку, а остальных оправдали.
Импичмент в Российской Федерации
В Российской Федерации также предусмотрена возможность проведения импичмента и закреплена она в статье 93 Конституции . В случае совершения президентом преступного деяния, Госдума имеет право инициировать обвинительный процесс, подтвердить правомерность которого обязаны Совет Федерации и Верховный Суд.
В истории страны был один такой случай, когда президент не смог найти общий язык с правительством — так против Бориса Ельцина трижды пытались использовать институт импичмента. Однако этому препятствовали то референдум, то недобор необходимого количества голосов.