В соответствии с пунктом 5.3 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104, расчеты посредством платежных карт отнесены к безналичным расчетам с покупателями. Однако, несмотря на то что расчеты с населением с использованием пластиковых карт также считаются безналичными, продавец, принимая к оплате карту, обязан применять контрольно-кассовую технику.
Данное правило установлено пунктом 1 статьи 2 и статьей 5 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ).
В то же время пункт 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ позволяет учреждениям проводить расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Согласно письму Минфина России от 27 января 2009 г. № 03-01-15/1-29, принадлежность к услугам, предоставляемым населению организациями, определяет Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденный постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163.
В остальных случаях учреждение, принимающее оплату за товары, работы, услуги по платежной карте, должно помимо слипа (чека, выдаваемого POS-терминалом) выдавать кассовый чек ККТ в момент оплаты товара (работ, услуг) пластиковой картой. На это указано, в частности, в письмах Минфина России от 10 декабря 2010 г. № 03-01-15/9-255, ФНС России от 1 февраля 2012 г. № АС-4-2/1503. Кассовый чек является первичным учетным документом, подтверждающим факт осуществления расчета с использованием платежных карт. Основанием для отражения сумм операций, совершаемых с использованием платежных карт в учете участников расчетов, является реестр платежей или электронный журнал.
Организуем бухгалтерский учет
При отражении ситуации в бухгалтерском учете возникает необходимость использования счета с функцией «перевода в пути», так как списание или зачисление денежных средств по данным операциям происходит не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в кредитную организацию реестра платежей или электронного журнала.
В качестве такового может быть использован счет 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути». Что касается соответствующих бухгалтерских записей, то применяемую в таких случаях корреспонденцию счетов необходимо закрепить в учетной политике учреждения по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Поскольку отражение таких операций как типичных в соответствии с Инструкцией по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, не предусмотрено.
Несмотря на то что кассовый чек при оплате банковской картой через POS-терминал будет выдан, необходимости в совершении других действий, сопровождающих оплату наличными деньгами в кассу – оформлении приходных кассовых ордеров (ф. 0310001), отражении записей в Кассовой книге (ф. 0504514), – у учреждения не возникает. Следовательно, нет и оснований для отражения таких сумм на счете 201 34 000 «Касса» (п. 166, 167 Инструкции № 157н).
В данном случае можно сделать в учете следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Внесена плата физическим лицом через POS-терминал за услуги, оказанные учреждением |
2 201 23 510 «Поступления денежных средств учреждения в кредитной организации в пути» |
2 205 31 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг» |
Начислен доход за услуги, оказанные физическому лицу |
2 205 31 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг» |
2 401 10 130 |
Отражено зачисление на расчетный счет сумм оплаты услуг, произведенной физлицами* |
2 201 21 510 |
2 201 23 610 «Выбытие денежных средств учреждения в кредитной организации в пути» |
Отражена сумма комиссии, причитающаяся банку согласно договору банковского счета |
2 109 ХХ 226 |
2 302 26 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам» |
Списано банком комиссионное вознаграждение** |
2 302 26 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам» |
2 201 21 610 |
Списана на финансовый результат сумма комиссии, уплаченная банку |
2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» |
2 109 ХХ 226 |
* Сумма отражается и на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».
** Сумма отражается и на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».
Кто может не выдавать чек
Если покупатель оплачивает услуги банковской картой, средства поступают на счет учреждения в кредитной организации. При этом покупателю выдаются кассовый чек ККТ и чек (слип) терминала оплаты. Несоблюдение данной процедуры двойного контроля влечет за собой штрафные санкции, при том что операций с наличными денежными средствами фактически не происходит.
А можно ли определить в законодательстве Российской Федерации оплату платежной картой как полностью безналичную и исключить обязанность по применению ККТ?
Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, письмом ФНС от 18 февраля 2013 г. № АС-4-2/2696@ доведены изменения в законодательстве РФ о применении ККТ. Согласно им, с 1 января 2013 года положения Административного регламента исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, касающиеся обязательного наличия на корпусе контрольно-кассовой техники знака «Государственный реестр», больше не применяются.
Также с 1 января 2013 года вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 25 июня 2012 г. № 94ФЗ, согласно которым в абзац первый пункта 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ внесены изменения в части освобождения от обязательного применения контрольно-кассовой техники индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения и не подпадающих под действие пунктов 2 и 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ, при условии выдачи ими по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Организации же могут производить наличные денежные расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, только если находятся в отдаленных или труднодоступных местностях, указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ.
А. Ахова,
доцент кафедры экономики и финансов
общественного сектора РАНХ и ГС
Использование наличных денег становится менее популярным. Теперь на смену наличных расчетов пришли электронные деньги. Учреждения бюджетной сферы, наряду с коммерческими организациями, вправе использовать безналичные переводы для осуществления взаиморасчетов с поставщиками, подрядчиками, покупателями, заказчиками и прочими контрагентами.
Особенности учета
Бухгалтерский учет безналичных расчетов следует вести на специальном счете 0 201 11 000 «Расчетный счет, открытый в органах Федерального казначейства». Такой бухсчет считают активным, следовательно, по дебету отражаются доходные поступления. Например, поступление денег за оказанные услуги.
Автономные учреждения вправе открывать расчетные счета (Р/Ч) не только в органах Федерального казначейства, но и в кредитных организациях (банках). В таком случае в бухучете хозоперации отражают по сч. 0 201 21 000.
Казенные госучреждения обязаны отражать расчеты от оказания платных услуг на сч. 0 210 04 000. Для остальных операций допустимо применение сч. 0 201 11 000.
Порядок осуществления операции на расчетном счете бюджетников определяется в соглашении, которое заключается в момент его открытия. То есть условия, сроки, взимание платы и комиссии за проведение расчетных операций оговариваются в договоре на обслуживание.
На одном счете допустимо открывать несколько лицевых счетов (Л/С). Такой подход позволяет детализировать учет операций по ключевым характеристикам. Например, большинство госучреждений открывают отдельные Л/С по видам финансового обеспечения. Признак или код Л/С позволяет быстро сгруппировать операции по одному КФО. Например, по средствам от предпринимательской деятельности.
Типовые бухгалтерские записи
Рассмотрим порядок учета безналичных денежных средств для разного рода операций.
При отражении операций со сч. 0 201 11 000 или 0 201 21 000 необходимо одновременно осуществлять записи на забалансовых счетах 17 и 18. Так, при отражении поступлений формируется запись по дебету 17 счета. При выбытии кредитуется 18 счет.
Безналичный возврат
Право покупателя на возврат средств закреплено в Гражданском кодексе. Деньги возвращают не только за некачественную или неукомплектованную поставку. Средства придется вернуть, если покупатель перечислил деньги, но отказался от подписания договора в дальнейшем.
Ключевой перечень причин, по которым покупатель отказывается от поставки и порядок оформления процедуры подробно раскрыт в специальном материале . Теперь определим, какими проводками отразить в бухучете возврат денежных средств покупателю по безналичному расчету.
Пример бухгалтерского учета
Частное лицо перечислило на р/счет госучреждения 5 000 рублей за оказание определенного рода услуг. Но в дальнейшем покупатель отказался от подписания договора на оказание услуг. Следовательно, госучреждение обязано произвести возврат полученных денег. Причем возмещение средств следует проводить тем способом, который выбрал плательщик. В нашем примере частное лицо выбрало безналичный расчет.
Чтобы отразить в бухучете, бухгалтер составил следующие записи:
Операция |
||
---|---|---|
Бюджетные и автономные |
||
Поступили деньги на Р/С |
2 201 11 510 — БУ и АУ 2 201 21 510 — АУ |
|
Отражаем движение на забалансовых бухсчетах |
||
Средства возвращены частному лицу |
||
Движение за балансом |
||
Казенные |
||
Поступила оплата от частного лица |
||
Забаланс |
||
Отражен возврат денег |
||
Операция по забалансу |
СТОРНО 17 (запись со знаком минус) |
При некоторых переводах банковские организации и почтовые отделения вправе взимать комиссию за оказание безналичных расчетов. Размер комиссии определяется условиями договора на обслуживание Р/С.
Книга: Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: Учебник / под общ. ред. проф. Г. Т. Джог.
РАЗДЕЛ 3 УЧЕТ ФИНАНСОВО-РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ 3.1. Принципы и формы денежных расчетов
Основные термины и понятия:
безналичные расчеты, наличные расчеты, мемориальные ордера, платежные поручения, платежные требования-поручения, аккредитивы, векселя, инкассовые поручения (распоряжения), распоряжение операционному отделу, чеки, кассовые операции, кассовая книга, лимит кассы, кассовый ордер, подотчетные лица, авансы, служебную командировку, авансовый отчет, иностранная валюта, валютный курс, валютные операции, курсовая разница, монетарные статьи, немонетарные статьи, дебиторы, кредиторы.
Денежные отношения бюджетных учреждений в процессе исполнения сметы доходов и расходов, осуществляются как в наличной, так и безналичной форме (рис. 3.1).
Сферы наличных и безналичных расчетов разграничены, хотя между наличной и безналичной формами расчетов существует тесная связь.
Наличная форма расчетов применяется для расчетов с физическими лицами с выплат, охватывающих оплату труда, выплату стипендий, социальные выплаты, выплаты по подотчетным суммам, по специальным видам платежей, по возмещению причиненных убытков, а также расчеты учреждений между собой и с предпринимателями за материальные ценности и оказанные услуги и выполненные работы в пределах имеющихся средств как за счет средств, полученных из касс банков, так и за счет наличной выручки. В отношении расчетов наличными деньгами учреждений с предприятиями в соответствии с Положением о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине установлено предельную сумму - 3000 грн. Количество предприятий (предпринимателей), с которыми осуществляются расчеты, в течение дня неограниченно.
Безналичная форма расчетов предусматривает перечисление средств со счетов плательщиков на счета получателей средств, а также перечисление банками по поручению организаций и физических лиц средств, внесенных ими наличными в кассу банка, на счета получателей средств. Эти расчеты банк выполняет на основании расчетных документов на бумажных носителях или в электронном виде.
Рис. 3.1. Схема расчетов бюджетных учреждений
Безналичные расчеты следует рассматривать как целостную систему, содержащую:
классификацию расчетов;
организацию расчетов и регулирования правовых и организационных взаимоотношений между распорядителями средств и органами Государственного казначейства Украины и банковскими учреждениями;
формы соответствующих документов;
Безналичные расчеты бюджетных учреждений осуществляются в соответствии с такими принципами:
обязательного хранения денежных средств на регистрационных или текущих счетах (за исключением переходящих остатков в кассе);
открытие счетов в учреждениях банков, а в органах Государственного казначейства;
применения форм безналичных расчетов в соответствии с нормативных документов, разработанных Методологическим управлением Государственного казначейства Украины;
списания средств из регистрационных счетов учреждений по распоряжению учреждения;
срочности осуществления платежей;
осуществление платежей в пределах остатков на счетах плательщика.
Безналичные расчеты осуществляются согласно Инструкции о безналичных расчетах в Украине , утвержденной Постановлением правления НБУ от 29.03.2001 № 135 по следующим формам расчетных документов: мемориальные ордера , платежные поручения , платежные требования-поручения , расчетные чеки , аккредитивы , векселя , инкассовые поручения .
Использование банковских платежных карточек, аккредитивов и векселей как платежных документов регулируется отдельными нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.
Так, условия и порядок осуществления расчетов по аккредитивам предусматриваются в договоре между бенефициаром и заявителем аккредитива и регулируются Унифицированными правилами.
Аккредитив - это форма расчетов, согласно которой банк-эмитент по поручению своего клиента обязан выполнить платеж третьему лицу за поставленные товары (работы, услуги) или предоставить полномочия третьему лицу произвести платеж.
Этой формой расчетов предусмотрено участие:
заявителя аккредитива плательщика, который обращается к банку, который его обслуживает, об открытии аккредитива;
банк-эмитент - банк плательщика, что открывает аккредитив своему клиенту;
исполняющего банка, осуществляющего платеж по аккредитиву;
бенефициара - юридического лица, в пользу которого установлено аккредитив.
По сути указанная форма безналичных расчетов является одним из
разновидностей договора, поскольку во время выполнения соответствующих операций все заинтересованные стороны имеют дело только с документами, а не с товарами, услугами или другими видами исполнения обязательств.
Различают следующие виды аккредитивов:
покрытый - когда средства плательщика заранее в полной сумме бронируются на отдельном счете в банке-эмитенте или исполняющем банке;
непокрытый - оплату по которому в случае временного отсутствия средств на счете плательщика гарантирует банк-эмитент за счет банковского кредита, предоставляя банку-исполнителю право списывать платежив пользу поставщика-получателя средств со своего корреспондентского счета;
отзывной - это аккредитив, который может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом по требованию покупателя без предварительного согласования с поставщиком;
безотзывный - аккредитив, который нельзя заменить или аннулировать без согласия поставщика, в пользу которого был открыт аккредитив.
Механизм обмена информацией во время расчетов аккредитивами иллюстрирует рис. 3.2, где использованы следующие обозначения:
1 - заключение договора;
2 - представление в банк-плательщика соглашения в 2-х экземплярах;
3 - открытие балансового счета на основании 1-го экземпляра соглашения;
4 - возвращение 2-го экземпляра соглашения;
5 - сообщение об открытии аккредитива;
6 - открытие балансового счета на основании указанного уведомления;
7 - уведомление получателю об открытии аккредитива;
8 - отгрузки товара;
9 - представление двух реестров;
10 - проверка реестров;
11 - передачи всех документов в банк плательщика;
12 - проверка документов в соответствии с требованиями аккредитива;
13 - списание средств со счета клиента;
14 - списание средств с забалансового счета;
15 - возвращение 2-го экземпляра и документов плательщику;
16 - кредитовое уведомление;
17 - зачисление средств на счет клиента.
Рис. 3.2. Аккредитивная форма расчетов (непокрытый аккредитив)
Мемориальные ордера применяются для оформления внутрибанковских операций, операций по списанию средств со счета плательщика, осуществление договорного списания со счета клиента на основании его письменного поручения или распоряжения взыскателя о списании средств со счета плательщика.
Расчетные чеки используются в безналичных расчетах предприятий и физических лиц с целью сокращения расчетов наличностью за полученные товары (выполненные работы, оказанные услуги). Такие чеки предназначены только для безналичных перечислений со счета чекодателя на счет получателя средств и не подлежат оплате наличными (физические лица могут обменивать расчетный чек на наличные или получать сдачу с суммы расчетного чека, но не более 20 % суммы чека).
Для гарантированной оплаты расчетных чеков чекодавці бронируют средства в банке на отдельном аналитическом счете «Расчеты чеками».
Срок действия чековой книжки - один год, расчетного чека, который выдается физическому лицу для одноразового расчета, - 3 месяца.
Чековая книжка может выдаваться для расчетов с каким-либо конкретным поставщиком или с разными поставщиками.
Чек из чековой книжки выписывается во время совершения платежа, и представляется в случае получения товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Выписывая чек, чекодатель непременно переписывает остаток лимита из корешка предыдущего чека на корешок нового и отмечает новый остаток лимита. При этом он должен соблюдать все правила заполнения.
Расчетные чеки и чековые книжки являются бланками строгого учета. Изготавливаются на заказ коммерческого банка по образцу, утвержденному Национальным банком Украины, брошюруются
в чековые книжки по 10, 20, 25 страниц, а для расчетов, их выполняют физические лица для осуществления одноразовых операций, изготавливаются как отдельные бланки.
Формы расчетных документов для осуществления расчетных операций учреждение выбирает самостоятельно, обуславливая свой выбор при заключении договоров на обслуживание. Учитывая технические возможности учреждения и обслуживающего банка документы могут подаваться туда как на бумажных носителях, так и в электронных версиях с использованием программно-технического комплекса «Клиент-банк».
Порядок осуществления безналичных и наличных расчетов бюджетных учреждений в случае финансирования через органы Государственного казначейства имеет свои особенности, которые вытекают из того, что функцию обслуживающего банка выполняет последний. В настоящее время Государственное казначейство Украины имеет все возможности самостоятельно, без привлечения банковской системы, обслуживать бюджетные средства, кроме операций с наличными. Чтобы обеспечить наличное обращение в бюджетной сфере, Государственное казначейство через счета 257-й группы Плана счетов бухгалтерского учета коммерческих банков Украины, открытые на имя его органов, привлекает коммерческие банки. Условия обслуживания указанных счетов определяются на договорных началах.
Согласно статье 48 Бюджетного кодекса Украины применяется казначейская форма обслуживания Государственного бюджета Украины, которая предусматривает осуществление Государственным казначей-
ством Украины:
1) операций со средствами государственного бюджета;
2) расчетно-кассового обслуживания распорядителей бюджетных средств.
Начиная с 2001 года все средства бюджетных учреждений приобретают статус средств Государственного бюджета Украины (включая собственные поступления бюджетных учреждений и организаций). Правовые и организационные взаимоотношения, которые возникают во время осуществления расходов распорядителей и получателей бюджетных средств с регистрационных и специальных регистрационных счетов, органы Государственного казначейства Украины регулируют согласно Порядка выполнения государственного бюджета по расходам , утвержденного приказами ГУ ГКУ от 22.01.2001 № 3 и от 10.08.2001 № 140, который регулирует процесс осуществления расходов государственного бюджета в национальной валюте проведением денежных расчетов.
Казначейская система исполнения государственного бюджета предусматривает аккумулирование всех средств государственного бюджета на счетах, которые открываются в органах Государственного казначейства.
Осуществление расходов и оплату расходов органы Государственного казначейства проводят при наличии данныхо территориальное расположение сети учреждений, предприятий и организаций на соответствующей территории и на основании утвержденных смет доходов и расходов, а также планов ассигнований.
Согласно возложенных на него задач Государственное казначейство контролирует целевое направление средств на стадии проведения платежа на основании подтверждающих документов, предоставляемых распорядители бюджетных средств.
Оплата счетов распорядителей средств бюджета и выплата наличных денег осуществляются только при наличии в учете органов Государственного казначейства их обязательств и/или финансовых обязательств и остатков средств на счетах распорядителей . Механизм использования средств бюджета и учета обязательств утверждены Приказами Государственного казначейства Украины от 19.10.2000 № 103 с изменениями и дополнениями от 31.012002 № 16 и от 12.10.2001 № 180 «О Порядке учета обязательств распорядителей средств бюджета в органах Государственного казначейства» .
Основанием для осуществления расходов распорядителей средств являются платежные поручения . Они применяются для расчетов за фактически полученные материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги) в порядке предварительной оплаты с целью завершения расчетов по актам предварительной сверки взаимной задолженности, перевода бюджетных средств подведомственным учреждениям, перечисления сумм, которые принадлежат физическим лицам (заработной платы, стипендии, пенсии и других денежных доходов) на их счета, открытые в учреждениях банков.
Порядок расчетов платежными поручениями через органы Государственного казначейства иллюстрирует рис. 3.3, где использованы следующие обозначения:
1 - поставщик отгружает продукцию (выполняет работы, услуги);
2 - поставщик выставляет счет-фактуру за продукцию (работы, услуги);
3 - бюджетное учреждение представляет в орган Государственной казначейства платежные поручения по реестру;
4 - орган Государственного казначейства представляет в уполномоченный банк платежные поручения;
5 - уполномоченный банк списывает средства с казначейского счета;
6 - уполномоченный банк направляет в орган Государственного казначейства выписки с казначейского счета с приложенными платежными поручениями;
7 - орган Государственного казначейства списывает с регистрационных счетов средства;
8 - орган Государственного казначейства направляет бюджетному учреждению выписки из регистрационных счетов с приложенными платежными поручениями;
9 - уполномоченное учреждение банка передает средствами электронной связи или направляет платежное поручение на соответствующую сумму в банк поставщика;
10 - банк поставщика зачисляет средства на счет получателя средств;
11 - банк поставщика направляет выписку со счета поставщику (получателю) средств.
Рис. 3.3. Расчеты платежными поручениями
через органы Государственного казначейства
Платежное поручение - это письменное поручение распорядителя средств перечислить соответствующую сумму с регистрационного счета на счет получателя средств.
Платежные поручения, подготовленные владельцами счетов, подтверждаются документами, которые свидетельствуют о целевое направление средств (счета, счета-фактуры, накладные, товарно-транспортные накладные, трудовые соглашения, договоры на выполнение работ, отчеты о результатах осуществления процедур закупок товаров и услуг за государственные средства). Относительно отдельных расходов Министерства обороны Украины и других органов исполнительной власти, которые составляют государственную тайну (перечень таких расходов согласуется с Государственным казначейством Украины и соответствующими органами исполнительной власти), независимо от суммы разового платежа подтверждающие документы не подаются.
Порядок оформления и представления платежных поручений органам Государственного казначейства регламентируется требованиями относительно учета обязательств, согласно которым распорядитель средств как потребитель должен уплатить причитающееся исполнителю при условии реализации этих обязательств.
Платежные поручения представляются в органы Государственного казначейства в двух экземплярах по форме, установленной Национальным банком Украины (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Получено банком «__» ____________ 200__ г. |
||||||||||
ПЛАТЕЛЬЩИК УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В Г. КИЕВЕ |
||||||||||
Код по ЕГРПОУ |
||||||||||
Банк плательщика |
Код банка |
ДЕБЕТ сч. № |
||||||||
УДК в г. Киеве |
||||||||||
Получатель КИЕВЭНЕРГО (ДОГ. 340814) |
||||||||||
Код по ЕГРПОУ |
||||||||||
Банк плательщика |
Код банка |
КРЕДИТ сч. № |
||||||||
АБ Энергобанк г. Киева |
||||||||||
Сумма прописью Пять тысяч сто гривен 00 коп. |
||||||||||
Назначение платежа |
||||||||||
За КПИ 22116000381 Оплата за теплоэнергию по 05.2002 г. в соответствии с договором |
||||||||||
340814 от 20.04.99 КЭКР 1161. |
||||||||||
Сумма = 4249,98 |
||||||||||
Подпись______________ |
Проведено банком |
|||||||||
«__» _____________ 200__ г. |
||||||||||
Подпись банка |
||||||||||
Дата платежного поручения должна соответствовать дате его фактического представления или дате следующего дня, если документы поступили в послеоперационное время. Срок действия платежного поручения устанавливается в пределах 10 календарных дней со дня его выписки, день заполнения платежного поручения не учитывается.
Платежные поручения проверяются относительно правильности заполнения реквизитов и назначения платежа. Это такая информация:
название документа;
номер документа, число, месяц, год составления;
название и код (номер) организации-плательщика и получателя средств, номер счетов по дебету и кредиту;
название учреждения банка, органа Государственного казначейства Украины (получателя и плательщика денежных средств) и номер кода и сумма платежа (цифрами и прописью);
название (вид) товаров, работ, услуг, за которые осуществляется оплата, номер и дата документа, на основании которого осуществляется платеж (договор, счет, товарно-транспортный документ), номер и дата;
коды бюджетной классификации доходов и расходов - в случае осуществления расходов из бюджета, перечисления средств в бюджет или перераспределения бюджетных средств.
Платежные поручения представляются в органы Государственного казначейства одновременно в бумажной и электронной формах. Выписки по совершенным операциям органы Государственного казначейства предоставляют по результатам предыдущего операционного дня.
Такая форма безналичных расчетов, как требование-поручение применяется через органы Государственного казначейства в случае принудительного списания (взыскания) средств из регистрационных или специальных регистрационных счетов распорядителей, получателей и счетов других клиентов лишь в случаях, установленных законами Украины и решениями суда.
Порядок принудительного списания средств со счетов учреждений и организаций, открытых в органах Государственного казначейства, утвержден Приказом ГКУ от 5.10.2001 № 175. Принудительное списание (взыскание) средств со счетов, открытых на имя органов Государственного казначейства в учреждениях Национального банка Украины и коммерческих банков, осуществляется в порядке, определенном Постановлением Правления Национального банка Украины от 27.12.99 № 621 «Об утверждении Инструкции о межбанковской расчеты в Украине» и Инструкцией о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте от 29.03.2001 № 135.
Платежное требование - расчетный документ, содержащий требование взыскателя или (в случае договорного списания) получателя в банк, обслуживающий плательщика, осуществить без согласования с плательщиком перевод определенной суммы средств со счета плательщика на счет получателя.
Платежное требование и сопроводительные документы составляют единое целое. Распоряжение о принудительном взыскании оформляется на бланке платежного требования по правилам заполнения реквизитов расчетных документов, утвержденных Национальным банком Украины (табл. 3.2).
В строке «Плательщик» указывается название учреждения-должника.
В поле «Счет №» - номер регистрационного, специального регистрационного или счета другого клиента.
В строке «Банк плательщика» - наименование органа Государственного казначейства, в котором открыт регистрационный, специальный регистрационный счет или счет другого клиента.
В строке «Назначение платежа» содержится информация, которую взыскатель вносит в зависимости от конкретного случая принудительного списания средств.
Таблица 3.2
Получено банком «__» ____________ 200__ г. |
||||||||||||
ПЛАТЕЛЬЩИК Киевский институт эндокринологии |
||||||||||||
02070884 |
||||||||||||
Банк плательщика |
Код банка |
ДЕБЕТ сч. № |
||||||||||
УДК в г. Киеве |
392150304103 |
19136,18 |
||||||||||
Получатель |
||||||||||||
Банк получателя |
Код банка |
КРЕДИТ сч. № |
||||||||||
АБ «Энергобанк» г. Киева |
||||||||||||
Назначение платежа: Электроэнергия по договору № 420 от 03.04.2001 |
||||||||||||
В/сч. № 874. |
||||||||||||
Плата за электроэнергию на основании показаний приборов учета |
15 946,82 грн |
|||||||||||
Итого к уплате: |
19 136,18 грн |
|||||||||||
Тарифы рассчитаны в соответствии с Постановлением НКРЭ от 22.11.99 № 1418. |
||||||||||||
Подпись получателя______________ |
||||||||||||
ДЕБЕТ сч. № |
СУММА К УПЛАТЕ |
|||||||||||
Сумма к уплате словам |
392150304103 |
19136,18 |
||||||||||
Девятнадцать тысяч сто тридцать шесть грн восемнадцать коп. |
КРЕДИТ сч. № |
|||||||||||
26005359502 |
||||||||||||
Подпись______________ |
Проведено банком |
|||||||||||
«__» _____________ 200__ г. |
||||||||||||
Подпись банка |
||||||||||||
В случае принудительного списания средств на основании исполнительного документа или в соответствии со статьей 8 Хозяйственного процессуального кодекса взыскатель подает органу Государственного казначейства соответствующий исполнительный документ, на основании которого оформлено платежное требование, копию претензии и ответ на нее плательщика.
Платежное требование и сопроводительные документы взыскатель подает в банк, который его обслуживает, или органа Государственного казначейства, где обслуживается должник. После проверки учреждение банка (орган Государственного казначейства) направляет требование и указанные документы в орган казначейства, где обслуживается плательщик. Банк взыскателя принимает платежные требования в течение 10 календарных дней от даты их составления, а орган Государственного казначейства, в котором обслуживается учреждение-должник в течение 30 календарных дней от даты их составления. Если платежное требование поступает в органы Государственного казначейства непосредственно от взыскателя, срок ее действия не должен превышать 10 дней со дня составления.
Платежные требования, поступающих в казначейства в течение операционного времени, исполняются в день их поступления. При отсутствии денежных средств для выполнения платежных требований на счета распорядителя, получателя бюджетных средств или других клиентов требования того самого дня возвращаются без исполнения взыскателю.
Документы, поступившие в орган Государственного казначейства, регистрируются в журнале регистрации расчетных документов относительно принудительного списания (взыскания) средств, а платежные требования передаются исполнителю по его подписью в указанном журнале для проведения взыскания.
Принудительное списание (взыскание) средств из общего фонда государственного бюджета осуществляют органы Государственного казначейства в пределах ассигнований на текущий год при наличии на соответствующих регистрационных счетах и счетах других клиентов средств по соответствующим кодам бюджетной классификации. Принудительное списание средств осуществляется по тем же кодом экономической классификации расходов бюджета, по которым осуществлялся бы платеж, если бы оплата
не была принудительной. Расходы, связанныес урегулированием хозяйственного спора, санкций по другим расходам, взимаются по коду 1139 «Оплата других услуг и другие расходы».
Когда выполнено принудительное списание (взыскание) средств, распорядители и получатели бюджетных средств должны привести учет зарегистрированных в органах Государственного казначейства обязательств в соответствие проведенных операций, внеся соответствующие изменения в сметы доходов и расходов.
Одной из форм денежных расчетов бюджетных учреждений и организаций, осуществляемых через органы Государственного казначейства, является также и вексельная форма расчетов , которая предусматривает расчеты между получателями средств и плательщиками с отсрочкой платежа и регулируется Постановлением Кабинета Министров Украины от 27.06.1996 № 689 с изменениями от 28.04.2000 № 731 «Об утверждении порядка применения векселей Государственного казначейства» .
Казначейский вексель - один из видов ценных бумаг, что выпускается для покрытия расходов государственного бюджета.
Казначейские векселя используются:
для погашения кредиторской задолженности по согласию соответствующих кредиторов;
продажи юридическим лицам, которые являются резидентами в соответствии с законодательством Украины;
залога с целью обеспечения обязательств перед резидентами в соответствии с законодательством о залоге;
отнесения уплаты налогов и сборов «обязательных платежей».
Векселедателем и плательщиком по казначейским векселям выступает Главное управление Государственного казначейства Украины.
Основанием для оформления и выдачи векселей является утвержденный Главным управлением Государственного казначейства сводный реестр распределения средств, определенных на выдачу казначейских векселей, который передается уполномоченным банкам-агентам и главным распорядителям бюджетных средств. Решение о целесообразности осуществления расходов из государственного бюджета казначейскими векселями принимает Министерство финансов Украины. Главные распорядители бюджетных средств не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня утверждения реестра распределения средств информируют подведомственные учреждения о сумме денежных средств, на которую им может быть выдано казначейские векселя. Для получения казначейского векселя уполномоченные лица бюджетных учреждений представляют в учреждения банка-агента поручение, зарегистрированное в соответствующем органе Государственного казначейства.
Казначейские векселя в пределах сроков их действия погашают органы Государственного казначейства:
перечислением на счет предъявителей казначейских векселей денежных средств в размере соответствующих вексельных сумм;
зачислением суммы векселя в уплату его держателем обязательных платежей, в полном объеме поступают в государственный бюджет.
Управление Государственного казначейства Украины, а также уполномоченные банки-агенты ежемесячно представляют отчеты о погашении казначейских векселей Главному управлению Государственного казначейства Украины.
Схему простого вексельного обращения приведен на рис. 3.4, где использованы следующие обозначения:
1 - получение утвержденного сводного реестра распределения средств, определенных на выдачу казначейских векселей;
2 - выдача казначейских векселей распорядителем средств;
3 - индоссамент векселя;
4 - получение утвержденного сводного реестра векселедержателей, которые подали заявление на погашение казначейских векселей;
5 - погашение казначейских векселей.
Рис. 3.4. Схема расчетов казначейскими векселями
Для учета казначейских векселей предназначен активный счет № 34 «Краткосрочные векселя полученные», который имеет два субсчета :
№ 341 «Векселя, полученные в национальной валюте»;
№ 342 «Векселя, полученные в иностранной валюте».
Погашение казначейскими векселями кредиторской задолженности за оказанные услуги и полученные товары бюджетные учреждения отражают в бухгалтерском учете рассмотренными далее проводками.
1. Получение казначейских векселей - осуществление финансирования за их счет:
Дебет субсчета № 341«Краткосрочные векселя полученные».
Кредит субсчета № 701 «Ассигнования из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия».
2. Погашение кредиторской задолженности за оказанные услуги и полученные товары:
Дебет субсчета № 364 «Расчеты с другими дебиторами».
Кредит субсчета № 341 «Краткосрочные векселя полученные».
1. | Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: Учебник / под общ. ред. проф. Г. Т. Джог. |
2. | Вступление |
3. | РАЗДЕЛ 1 ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 1.1. Роль бухгалтерского учета в управлении бюджетными учреждениями, его функции и задачи |
4. | 1.2. Бухгалтерский баланс |
5. | 1.3. План счетов бухгалтерского учета |
6. | 1.4. Формы бухгалтерского учета |
7. | 1.5. Особенности организации бухгалтерского учета |
8. | Контрольные задания к разделу 1 |
9. | РАЗДЕЛ 2 УЧЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ 2.1. Система распорядителей средств (РК) и задачи учета их доходов и расходов |
10. | 2.2. Состав и классификация доходов и расходов 2.2.1. Классификация доходов |
11. | 2.2.2. Классификация расходов |
12. | 2.3. Порядок составления, рассмотрения и утверждения сметы доходов и расходов |
13. | 2.4. Учет доходов общего фонда 2.4.1. Порядок получения ассигнований из общего фонда бюджета |
14. | 2.4.2. Учет денежных средств, внутренних расчетов и доходов общего фонда |
15. |
Цель ревизии операций с безналичными денежными средствами заключается в определении правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономичности использования денежных средств на банковских, лицевых, валютных и других счетах учреждений.
Приведем перечень основных законодательных и нормативных актов, используемых в учете безналичных денежных средств и являющихся источниками информации при ревизии:
- Бюджетный кодекс РФ;
- Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
- Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
- Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»;
- План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению. Приказ Министерства финансов РФ от 16 декабря 2010 г. № 174н;
- приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и методических указаний по их применению»;
- приказ Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191 н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
- приказ Минфина России от 14 августа 1995 г. № 88 «О порядке формирования, ведения учета и составления отчетности об использовании средств Государственного фонда борьбы с преступностью»;
- Порядок осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей
- Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство. Приказ от 29 декабря 2012 г. № 24н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства»;
- приказ Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов»;
- Центральный банк Российской Федерации, 19 июня 2012 г. № 383-П «Положение о правилах осуществления перевода денежных средств»;
- письмо Федерального казначейства от 24 октября 2006 г. № 42-2.4-06/136 «Об отражении в бюджетном учете и отчетности операций по перечислению средств на покупку иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации с лицевых счетов получателей средств федерального бюджета».
К документам, используемым при ревизии безналичных денежных средств учреждения, относятся:
- выписка о движении денежных средств по соответствующим счетам с приложенными к ним документами (книжками денежных и расчетных чеков, копиями платежных поручений, требованиями, инкассовыми поручениями и др., заявлениями на выставление аккредитивов и проч.);
- объявление на взнос наличными;
- журнал операций с безналичными денежными средствами;
- баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя) и получателя бюджетных средств.
При ревизии по данному направлению сначала необходимо установить, какие счета открыты учреждению, и провести проверку по всем лицевым счетам.
Ревизия начинается с изучения суммы входящего остатка на 1-е число месяца, 1-е число ревизуемого периода. Нужно убедиться также в полноте и подлинности выписки из счетов в банке, принятой к бюджетному бухгалтерскому учету бухгалтерией.
Полнота выписок банка по всем видам счетов определяется по построчной нумерации выписок и переносу остатков. Если конечный остаток денежных средств в предыдущей выписке соответствует начальному остатку в последующей, то это свидетельствует о наличии всех выписок по данному счету. Если окажется, что части выписок в делах учреждения нет, следует получить в банке (казначействе) заверенные копии.
Достоверность выписок определяется как по внешним признакам (наличие необходимых реквизитов, подписей, штампов банка и т.д.), так и путем встречной проверки в банке. На всех выписках должен быть штамп банка.
Исправления в выписках заверяются подписью главного бухгалтера и гербовой печатью банка. Встречной проверке обязательно подвергаются выписки, имеющие подчистки и исправления, не подтвержденные банком.
За ревизией выписок следует ревизия достоверности всех проведенных через банк (казначейство) операций из счетов в банке, т.е. их соответствия подлинным документам. Известны случаи, когда документы подделывались или прилагались к выпискам неполностью, что давало возможность, применяя ложную корреспонденцию счетов, скрывать в учете серьезные нарушения.
При возникновении сомнений в подлинности документов (отсутствие банковского штампа, исправление перечисленных сумм, наименования получателя денег и даты совершения операций) требуется встречная проверка платежных документов в банке и у контрагента. Одновременно с проверкой достоверности операций и подлинности банковских документов рассматривается правильность корреспонденции счетов в учетных регистрах.
Обязанность ревизора заключается в установлении также правильности и обоснованности перечисления денежных средств за товарно-материальные ценности. Необходимо изучить порядок регистрации платежных поручений, чтобы выяснить, нет ли подписанных незаполненных чеков и др.
При ревизии безналичных расчетов необходимо определить, действительно ли причитались организациям и лицам переведенные суммы, чем вызваны такие расчеты. Для этого сверяются суммы, указанные в платежных документах, с данными выписки банка и бухгалтерскими проводками по счету 302.00 «Расчеты по принятым обязательствам».
Убедившись в правильности таких записей, по приходным документам проверяют полноту и правильность оприходования нефинансовых активов. В случае сомнения в подлинности документов или достоверности операции следует провести встречную проверку у поставщиков продукции. Выявленные при встречных проверках расхождения оформляются актами (справками).
Ревизуя расходные банковские документы, необходимо сгруппировать в отдельной ведомости данные обо всех оплаченных штрафах, неустойках и других платежах, связанных с нарушением договорных условий, что позволит впоследствии установить полноту их отражения на соответствующих счетах и принятые учреждением меры по взысканию с виновных лиц сумм причиненного ущерба.
При ревизии банковских операций нужно обратить особое внимание на расходы по статьям сметы, по которым допущен перерасход.
При ревизии операций по аккредитивам следует сверить остатки (сальдо) сумм и обороты по выпискам банка с аналогичными данными в регистрах бюджетного бухгалтерского учета. Одновременно выясняется, предусмотрена ли эта форма расчетов договором.
Затем проверяется своевременность расходования и возврата неиспользованных аккредитивов, а также оприходование материальных ценностей, поступивших от поставщиков, счета которых были оплачены с аккредитивов.
При ревизии операций с денежными средствами в иностранной валюте (бухгалтерские записи представлены в табл. 4.3) следует обратить внимание на источники поступления валюты (выручка, безвозмездная помощь на проведение каких-либо мероприятий и др.) и основания для расходования валютных средств, а также на формирование и учет курсовых разниц.
Учет операций движения денежных средств в иностранной валюте ведется в валюте РФ (рублях) по курсу Банка России на дату совершения операций в иностранной валюте. Денежные средства в иностранной валюте переоцениваются на дату совершения операций в иностранной валюте и на отчетную дату.
Таблица 4.3. Бюджетный бухгалтерских учет операций с иностранной валютой
Окончание табл. 4.3
Корреспондирующие счета |
||
2. Принята к бюджетному бухгалтерскому учету сумма положительной курсовой разницы по поступившим на счет главного распорядителя, распорядителя и получателя денежным средствам в иностранной валюте |
||
3. Принята к бюджетному бухгалтерскому учету сумма отрицательной курсовой разницы по поступившим на счет главного распорядителя, распорядителя и получателя денежным средствам в иностранной валюте |
||
4. Погашена дебиторская задолженность по суммам бюджетных кредитов, выданным другим бюджетам бюджетной системы РФ в иностранной валюте, с учетом начисленных по ним процентов, штрафов, пеней |
||
5. Приняты к бюджетному бухгалтерскому учету суммы процентов, начисленных на остатки денежных средств на банковских счетах в иностранной валюте и зачисленных на валютный счет. Предварительно составляется бухгалтерская проводка на сумму начисления данных процентов на основании договора банковского счета: Д-т сч. 120502560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности» К-т сч. 140101120 «Доходы от собственности» |
||
6. Перечислены денежные средства с валютного счета в доход бюджета |
||
7. Учреждением сформирована дебиторская задолженность в сумме авансов, выданных (предварительной оплаты) за материальные ценности, оказанные услуги, выполненные работы |
||
8. Погашена денежными средствами в иностран- |
||
ной валюте кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам за оказанные услуги, выполненные работы |
||
9. Перечислено со счета вознаграждение банку за проведение операций с иностранной валютой |
Необходимо проверить отдельное ведение учета по валютным средствам. Поступление и расходование наличных денежных средств
в иностранной валюте учитывается на отдельных листах кассовой книги по видам иностранной валюты.
Операции движения денежных средств на счете отражаются в журнале операций с безналичными денежными средствами на основании документов, приложенных к выпискам банка с валютных счетов.
Понятие и состав финансовых активов организации
Денежные средства могут быть размещены:
На лицевых счетах (руб. и иностранная валюта)
Во временном распоряжении
Отвлеченные в дебиторскую задолженность
На депозитах
В аккредитивах
К денежным документам относятся оплаченные талоны на бензин и масла, на питание и т.п., оплаченные путевки в дома отдыха, санатории, турбазы, полученные извещения на почтовые переводы, почтовые марки и марки государственной пошлины и т.п.
Финансовые вложения включают ценные бумаги: облигации, векселя, иные ЦБ. Кроме того, это акции и иные формы участия в капитале: вклады в уставные фонды государственным и муниципальных предприятий, участие в государственных (муниципальных) учреждениях, иные финансовые активы: активы в управляющих компаниях; доли в международных организациях, прочие финансовые активы.
Учет денежных средств
Бюджетным учреждениям не открываются собственные расчетные счета в кредитных организациях, а все безналичные расчеты осуществляются органами федерального казначейства через открытые у них лицевые счета.
Учет денежных средств ведется на счете 0 201 01 000 отсутствуют коды целевого использования денежных средств, применяется только КОСГУ 510 (поступление на счета бюджетов) и 610 (выбытие со счетов бюджетов). Для отражения целевого использования средств ведутся забалансовые счета:
"17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" и "18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения"
Счет 0 201 00 000 "Денежные средства учреждения"
Для формирования информации в денежном выражении о наличии денежных средств учреждений и хозяйственных операций, изменяющих указанные объекты учета, применяются следующие группы счетов:
0 201 10 000 "Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства";
0 201 20 000 "Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации";
0 201 30 000 "Денежные средства в кассе учреждения"
Денежные средства учреждения учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета и соответствующий аналитический код вида синтетического счета объекта учета:
1 "Денежные средства учреждения на счетах";
2 "Денежные средства учреждения, размещенные на депозиты";
3 "Денежные средства учреждения в пути";
5 "Денежные документы";
6 "Аккредитивы";
7 "Денежные средства учреждения в иностранной валюте".
Операции по безналичным денежным средствам в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции отражаются на следующих счетах аналитического учета:
0 201 11 000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства";
0 201 13 000 "Денежные средства учреждения в органе казначейства в пути".
Основанием для записей по счетам учета денежных средств являются выписки из лицевых счетов и первичные учетные документы к ним.
Операции с наличными денежными средствами отражаются на счете 0 201 34 000 «Денежные средства в кассе учреждения". Учет операций по движению наличных денежных средств на счете ведется в Журнале операций по счету "Касса" на основании документов, прилагаемых к отчетам кассира.
Бухгалтерские записи по учету движения безналичных денежных средств
Поступление субсидии:
Предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания: Д 4 201 11 510 - К 4 205 81 660
На иные цели (на отдельный лицевой счет): Д 5 201 11 510 – К 5 205 81 660
В виде бюджетных инвестиций (на отдельный лицевой счет): Д 6 201 11 510 – К 6 205 81 660
2. Поступление средств из кассы: 0 201 11 510 - К 0 201 13 660
3. Поступление денежных средств на восстановление ранее произведенных расходов (авансовых выплат) в погашение дебиторской задолженности: Д 0 201 11 510 – К 0 206 00 660, 0 208 00 660 , 0 303 00 730.
4. Поступление иных доходов: Д 2 201 11 510 - К 2 205 00 660
5. Перечисление предварительной оплаты в соответствии с заключенными государственными (муниципальными) договорами на нужды учреждения и прочих авансовых выплат: Д 0 206 00 560 - К 0 201 11 610
6. Перечисление денежных средств в оплату поставленных (изготовленных) материальных ценностей, оказанных услуг, выполненных работ: Д 0 302 00 830 - К 0 201 11 610
7. Перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей: Д 0 303 00 830 – К 0 201 11 610
Бухгалтерские записи по учету движения наличных денежных средств
Поступление наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в кассу с лицевого счета учреждения: Д 0 201 34 510 - К 0 201 13 660
Поступление доходов в кассу учреждения: Д 2 201 34 510 – К 2 205 00 660
Поступление неиспользованных остатков подотчетных сумм: Д 0 201 34 510 - К 0 208 00 660
Выбытие денежных средств из кассы учреждения для зачисления на лицевой счет в органе: Д 0 201 13 560 – К 0 201 34 610
Выдача денежных средств в подотчет: Д 0 208 00 560- К 0 201 34 610
Выдача из кассы заработной платы, прочих выплат, стипендий, пенсий, пособий и иных социальных выплат, вознаграждений: Д 0 302 00 830 – К 0 201 34 610